Главная » Информация для родителей » Здоровые дети в здоровой семье » Что такое гиперактивность?

Что такое гиперактивность?

«Активный» означает деятельный, действенный. «Гипер» указывает на превышение нормы. «Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развития ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью». (Психологический словарь, 1997, с.72)

Первые проявления гиперактивности можно наблюдать в возрасте до 7 лет. Пики проявления данного синдрома совпадают с пиками психоречевого развития. В 1-2 года, 3 года, в 6-7 лет. В 1-2 года закладываются навыки речи, в 3 года у ребенка увеличивается словарный запас, в 6-7 лет формируются навыки чтения и письма.

Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления гиперактивности: дефицит внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность. К подростковому возрасту повышенная двигательная активность, как правило, исчезает, а импульсивность и дефицит внимания остаются. Поведенческие нарушения сохраняются почти у 70% подростков и 50% взрослых, имевших в детстве диагноз синдрома гиперактивности.

Несмотря на то, что этой проблемой занимаются многие специалисты (педагоги, дефектологи, логопеды, психологи, психиатры), в настоящее время среди родителей и педагогов все еще бытует мнение, что гиперактивность – это всего лишь поведенческая проблема, а иногда и просто «распущенность» ребенка или результат неправильного воспитания. Причем чуть ли не каждого ребенка, проявляющего в группе детского сада излишнюю подвижность и неусидчивость, взрослые причисляют к разряду гиперактивных детей. Такая поспешность в выводах далеко не всегда оправданна, так как синдром гиперактивности – это медицинский диагноз, право на постановку, которого имеет только специалист. При этом диагноз ставится только после проведения специальной диагностики, а никак не на основе фиксации излишней двигательной активности ребенка.

Основными причинами возникновения гиперактивности у детей, прежде всего, являются патология беременности, родов, инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша, генетическая обусловленность. В 85% случаев возникновения гиперактивности диагностируется патология беременности и/или родов (Заваденко Н.Н., 2000)

Р. Кэмпбелл считает, что родители гиперактивного ребенка часто допускают три основные ошибки в воспитании.

«Западни»

Содержание

Пути преодоления

1

Недостаток эмоционального внимания, часто подменяемого медицинским уходом.

Больше общаться с ребенком, вникать в его проблемы, играть вместе с ним в его детские игры, беседовать «по душам».

2

Недостаток твердости в воспитании и отсутствие надлежащего контроля за поведением ребенка.

Составить список запретов и четко следовать ему. Составить список, что должны проконтролировать родители (сегодня, завтра, через неделю).

3

Неумение воспитывать в детях навыки управления гневом.

Работу с гневом родители могут осуществить, используя «лестницу гнева».

По мнению Вирджинии Н. Квин существует 4 основных способа выражения гнева:

  1. Прямо заявить о своих чувствах.
  2. Выразить гнев в косвенной форме, вымещая его на человеке или предмете, который представляется разгневанному неопасным.
  3. Сдерживать свой гнев, «загоняя» его внутрь. В этом случае постепенно накапливающиеся отрицательные чувства будут способствовать возникновению стресса.
  4. Задерживать негативную эмоцию до момента ее наступления, не давая ей возможности развиться, при этом человек пытается выяснить причину гнева и устранить ее в кратчайший срок.

К позитивным способам выражения гнева относятся:

  1. Умение направить гнев на объект, при этом выражается основная жалоба, без уклонения в сторону.
  2. Вежливость в обращении.
  3. Стремление найти конструктивное решение.

Н.Н. Заваденко отмечает, что многие дети с диагнозом «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ) имеют нарушения в развитии речи и трудности в формировании навыков чтения, письма, счета. 66% с диагнозом СДВГ обнаружили признаки дислексии и дисграфии, 61% с тем же диагнозом – признаки дискалькулии.

Специалисты утверждают, что некоторые дети с диагнозом «синдром гиперактивности» обладают достаточно высокими компенсаторными возможностями. Однако для включения компенсаторных механизмов необходимо наличие определенных условий. Прежде всего ребенок должен развиваться в благоприятной обстановке с соблюдением соответствующего режима, в ровной эмоциональной атмосфере. Необходимы занятия с гиперактивными детьми по 3 основным направлениям:

  1. Развитие дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля).
  2. Отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
  3. При необходимости должна осуществляться работа с гневом.